6 реальных историй, ставших основой для фильмов ужасов
Рекламой хорроров как «реальной истории» много лет пользуются книгоиздатели и кинопродюсеры, причем, независимо от того, правда ли это. Хотя чаще всего речь идет о «реальной» мистификации — то есть, о чем-то, во что люди долго верили, будь то городская легенда, сказка или фольклор. Расскажем, как история проблемного подростка вдохновила на создание киноклассики об «одержимости», а мистификация привела к рождению крупной голливудской франшизы.
Носферату (1922)
Немецкий фильм начала прошлого века, «Носферату, симфония ужаса» — это, по сути, «пиратская версия» романа Брэма Стокера «Дракула», написанного в 1897 году. Создатели киноленты не смогли получить разрешение от наследников Стокера на адаптацию книги, поэтому они внесли некоторые изменения, и вместо графа Дракулы родился новый злодей — граф Орлок.
Хотя борьба за авторские права была, несомненно, полна крови от порезов бумагой во время многочисленных судов, сама по себе история о нежити, пожирающей живых, существуют гораздо дольше, чем роман Стокера. Современное представление о вампирах, вероятно, развилось из старых европейских народных верований. При скудном развитии медицины вампиризм был способом объяснить смерти от чумы, туберкулеза и других невидимых инфекций, опустошавших города и села. Методы борьбы с вампиром разнились от региона к региону: так, в Румынии нужно было вырезать сердце у подозреваемого вампира (то есть, у трупа) и сжечь его дотла.
Некоторые предполагают, что персонаж Брэма Стокера был основан на Владе III Цепеше по прозвищу Дракула, правителе Валахии в Румынии 15 века. В своих заметках Стокер писал, что «Дракула» означает «дьявол» на валашском языке. Это не совсем так, но в конце 19 века писатели еще не были избалованы Википедией. В любом случае, Стокер не был первопроходцем: к тому моменту вампирской фантастики существовало уже немало: эпическая поэма лорда Байрона «Гяур» (1813), ужасный «Варни-вампир» (1847) и лесбийский вампирский роман «Кармилла» (1872).
Экзорцист (1973)
В августе 1949 года газета «Washington Post» опубликовала, по меньшей мере, две истории об экзорцизме 14-летнего подростка в Мэриленде. В одной из них сообщалось, что «мальчик впал в яростную истерику, крича, ругаясь и произнося латинские фразы — на языке, который он никогда не изучал». Заметка вдохновила писателя Уильяма Питера Блатти на создание романа «Экзорцист» в 1971 году, и уже в 1973 вышел фильм, в котором юная Линда Блэр изрыгает проклятия и поворачивает голову на 360 градусов.
На самом деле подросток, вдохновивший писателя, скорее всего, был нездоровым, но не одержимым. Житель Мэриленда Марк Опсасник, не купившийся на эту историю, исследовал ее и опубликовал свои выводы в журнале «Strange Magazine» в 1999 году. Он выяснил имя подростка, опросил людей, знавших его, и пришел к выводу, что у мальчика, вероятно, были психологические проблемы, а латынью он просто передразнивал священника.
Ужас Амитивилля (1979)
13 ноября 1974 года 23-летний Рональд «Бутч» Дефео-младший убил всю свою семью, пока те спали. Год спустя семья Лутц приобрела дом в Амитивилле, где и произошел этот кошмар.
Джордж и Кэти Лутц тогда утверждали, что столкнулись с шокирующими паранормальными явлениями в доме: зеленая слизь, сочащаяся из стен, существо с красными глазами, левитирующие кровати. Эти заявления появились в книге Джея Энсона «Ужас Амитивилля», которая вдохновила создателей фильма 1979 года с тем же названием. За прошедшие сорок лет историю страшного убийства использовали в кинематографе целых 43 раза!
Адвокат Бутча Дефео позже признался, что он, Джордж и Кэти «придумали эту ужасную историю за несколькими бутылками вина». Однако, легенда уже обрела собственную жизнь, заодно дав старт «карьере» Эда и Лоррейн Уоррен — пары мистификаторов, вовлеченных в историю Амитивилля и продвигающих ее в прессе.
Змей и радуга (1987)
В 1985 году американский антрополог Уэйд Дэвис опубликовал книгу с чрезвычайно длинным названием «Змей и Радуга: удивительное путешествие Гарвардского ученого в тайные общества гаитянского Вуду, зомби и магии».
Дэвис утверждал, что обнаружил, как тайные гаитянские общества использовали тетродотоксин (яд в рыбе фугу), чтобы заставить людей считать себя умершими и вернувшимися к жизни в виде зомби из гаитянского фольклора. Многие другие ученые назвали книгу Дэвиса чушью — в том числе, эксперт по тетродотоксину С.Я. Као, заявившем о «тщательно спланированном и преднамеренном случае научного мошенничества».
Однако, книга все же привлекла внимание режиссера «ужастиков» Уэса Крейвена, который адаптировал ее для фильма 1988 года «Змея и Радуга» с Биллом Пуллманом в главной роли. Научное сообщество отреагировало стоически: по их мнению литературный первоисточник и так уже читался как «черновик сценария голливудского фильма с самим Дэвисом в роли Индианы Джонса».
Призраки в Коннектикуте (2009)
Через десять лет после событий в Амитвилле Эд и Лоррейн Уоррен связались с семьей Снедекеров. Аллен и Кармен Снедекер утверждали, что пережили паранормальные явления в доме в Коннектикуте, который арендовали в 1986 году. Оба заявляли, что их изнасиловали демоны.
Уоррены в своих мистификациях действовали по определенной схеме, частью которой была шумиха в прессе и распространение легенды. Они наняли писателя хорроров по имени Рэй Гартон, чтобы тот написал книгу о преследовании Снедекеров. Но вскоре Гартон понял, что большая часть информации не имеет смысла, поэтому возражал против издания книги «В темном месте: История настоящих призраков» как документальной. Позже в своих интервью писатель признал, что история была ложной, но мельница индустрии уже закрутилась, что вылилось в фильм 2009 года «Призраки в Коннектикуте». И, разумеется, он презентовался как «основанный на реальных событиях».
Заклятие (2013)
За свою карьеру Эд и Лоррейн Уоррен создали столько привидений, что сами стали героями фильмов ужасов. Актеры Патрик Уилсон и Вера Фармига изобразили эту пару в «Заклятии» (2013), «Заклятии 2» (2016), «Проклятии монахини» (2018) и «Проклятии Аннабель 3» (2019). В 2021 году они также должны появиться в фильме «Заклятие 3: По воле дьявола».
Первый фильм цикла «Заклятие» — о семье Перрон, которая в начале 1970-х годов утверждала, что по их дому в Род-Айленде бродят духи. Сюжет также ссылается на предыдущую работу Уорренов об «одержимой» кукле, что породило спин-офф трилогию: «Проклятие Аннабель» (2014), «Проклятие Аннабель: зарождение зла» (2017) и уже упомянутый «Проклятии Аннабель 3».
«Заклятие 2» начинается с амитивилльского привидения, а затем переходит к участию Уорренов в «расследовании» Энфилдского полтергейста в конце 70-х годов. Сюжет также упоминает демоническую монахиню, одержимую духом (из которой голливудская ненасытность, конечно, сделала отдельный фильм «Проклятие монахини»). Кстати, о призраках Энфилда есть прекрасный британский мини-сериал 2015 года с тем же названием — на тот случай, если вы решите пощекотать себе нервишки более деликатно, чем это возможно во «франшизе Уорренов».
«Заклятие 3», скорее всего, будет сосредоточено на процессе по непредумышленному убийству 1981 года, в котором обвиняемый Арне Шайенн Джонсон утверждал, что он невиновен, так как был одержим дьяволом во время преступления. Уоррены дали показания в защиту Джонсона, но присяжные не поверили им и вынесли обвинительный вердикт.
Уоррены, несомненно, были очень талантливой и «трудолюбивой» парой мистификаторов. Они основали собственный музей, написали множество книг и даже обучали «следующее поколение демонологов». Всю свою жизнь Эд и Лоррейн зарабатывали деньги, вдохновенно пугая людей дымом и зеркалами/ Возможно, именно поэтому Голливуд так полюбил их — ведь он тоже создает дорогостоящие иллюзии.
Источник