Семья

5 фраз, которые лучше не говорить детям с СДВГ.

Фото: img.freepik.com

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают трудности не только с концентрацией. Проблемы с концентрацией встречаются у 21% детей. Расстройство затрудняет им адаптацию в обществе, вызывает негативное отношение со стороны учителей и сложности в общении с другими детьми. В результате снижается успеваемость в школе, возникают проблемы с коммуникацией, а самооценка падает.

Разные типы нервной системы предполагают разное восприятие мира, память, планирование и контроль импульсов. Потому способ общения с ребёнком может быть как поддержкой, так и дополнительным испытанием.

О важности позитивного подхода в речи

СДВГ — не просто проблема с вниманием. Это трудности с организацией, планированием, управлением временем и памятью. Логопеды Райан Сутера и Микки Ли отмечают, что «язык критики» вредит самооценке ребенка. Дети воспринимают информацию как губка, и слова важных взрослых становятся их внутренним голосом. Родителям важно научиться общаться так, чтобы снижать тревожность ребенка и повышать его уверенность в себе.

Рассматривающий мир позитивно помогает не только управлять эмоциями, но и развивает навыки самопомощи, важные для взрослой жизни.

«Ты ленивый», «Просто слушайся», «Успокойся уже», «Останови это сейчас же», «Зачем ты так поступаешь?»

Хотелось бы узнать о твоих чувствах, но видно, что тебе всё равно.

Изучения показывают, что до 85 процентов детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают затруднения с рабочей памятью. Это не проявление безразличия, а особенность когнитивных процессов. Вместо того, чтобы упрекать ребёнка, нужно оказать ему поддержку и предложить помощь.

Альтернатива: Вспомнить все бывает сложно. Установим вместе уведомления — картинки или мелодии — чтобы ничего не ускользнуло.

Этот метод помогает ребенку справляться с трудностями и дает ему возможности самостоятельно решать проблемы.

Твой успех был бы ближе, если б ты прилагал больше усилий.

Замечание, подобное этому, не учитывает тот факт, что дети с СДВГ прилагают максимальные усилия, чтобы соответствовать ожиданиям. Их мозг функционирует иначе, как подтверждают специалисты и научные изыскания в области нейробиологии.

Альтернатива: Вижу, как усердно трудишься, и это очень ценно. Может быть, попробуем вместе найти другой способ решить эту задачу?

Этот метод позволяет ребенку чувствовать опору и создаёт возможности для решения проблем вместе.

3. «Остановись и подумай, прежде чем действовать»

Импульсивность при СДВГ обусловлена нежеланием управлять собой, а глубокими нейрологическими особенностями.

Альтернатива: Вижу, что сейчас тяжело замедлиться. Может, вместе подумаем, как остановить ход событий и разобраться?

Этот вопрос позволяет ребёнку понять свои особенности и научиться управлять своими чувствами, вместо того чтобы считать себя виноватым в том, что не может справиться.

«Поскольку ты согласился на это, выполни задуманное».

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут очень сильно концентрироваться на какой-то задаче, но быстро теряют к ней интерес. Принуждение продолжать заниматься чем-то, что больше не вызывает удовольствия или удовлетворения, может привести к снижению мотивации и эмоциональному выгоранию.

Альтернатива: Если тебе это надоело, можно сделать перерыв или попробовать иной подход к решению задания.

Это подходе учитывает потребности ребёнка в переключениях и помогает развивать навыки эмоционального саморегуляции.

5. «Сиди спокойно»

Предполагать, что ребенок с СДВГ сможет пребывать в тишине и бездействии, равносильно попытке заставить машину двигаться с прижатыми тормозами. Физическая активность помогает им управлять эмоциями и обрабатывать информацию, поэтому необходимо акцентировать внимание на ней, а не пытаться заставить ребенка сохранять покой.

Альтернатива: Мне кажется, тебе стоит немного пошевелиться. Как насчет короткого перерыва, чтобы прогуляться или сделать пару упражнений?

Ведущие медицинские учреждения подтверждают положительное влияние физической активности на внимание и рабочую память.

Родителям детей с СДВГ на заметку

Специалисты выделяют ряд действенных способов, упрощающих жизнь ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в общественной среде. Родителям стоит узнать об этих методах.

Взаимодействие с педагогами и экспертами

Коммуникация с педагогами. Необходимо сообщить педагогам о потребности вашего ребенка в персональном подходе к обучению.
Совместное составление образовательной программы позволит разработать адаптированные методы обучения, например, применение наглядных пособий, коротких заданий и частых перерывов.

Психологическая поддержка. Психологи и терапевты, работающие с детьми, имеющими СДВГ, могут помочь вам и ребёнку создать планы действий для повышения самоконтроля и управления эмоциями.

Создание режима

Режим дня. Четкий распорядок дня с выделением времени на учебу, игры и отдых помогает детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чувствовать себя спокойнее.

Использование визуальных планировщиков. Календарь, расписание или карточки с задачами помогают ребенку планировать и меньше волноваться из-за неизвестности.

Методы саморегуляции и техники релаксации

Физическая активность. Вместе с обычными делами добавьте в свой распорядок дня физические упражнения.

Дыхательные упражнения и медитация. Простые дыхательные упражнения и краткие медитативные практики могут помочь ребёнку регулировать эмоции и успокоиться при перевозбуждении.

Внимание к эмоциональному состоянию

Развитие эмоциональной грамотности. Научите ребенка определять и выражать собственные эмоции. Для этого подойдут разговоры, чтение книг или игры, посвященные чувствам. Овладение осознанием своих эмоций упрощает детям с СДВГ контроль импульсивности.

Поддержка самооценки. Обращайте внимание на достижения и старания, даже самые маленькие. Частое похвала способствует созданию положительной самооценки, важной для детей, которые часто слышат критику от ровесников.

Рекомендации по здоровому образу жизни

Сбалансированное питание. Исследования показывают связь между питанием и поведением детей с СДВГ. Обратите внимание на рацион, богатый белком, омега-3 жирными кислотами и минимальным количеством сахара.
Обсудите с врачом возможность коррекции питания для улучшения когнитивных функций ребенка с этим расстройством.

Качественный сон. Недостаток сна может ухудшать проявления СДВГ. Создайте расслабляющую обстановку перед сном, сократите время пользования электронными устройствами и установите для ребенка постоянный график засыпания.


Изменение языка общения с детьми, имеющими СДВГ, может стать решающим фактором в их развитии. Вместо критики целесообразно применять поддерживающие фразы, помогающие им осознать свои особенности и находить практические решения, что закладывает основу для успешного развития.

Переосмысление взаимодействия и добавление новых способов поддержки позволяют детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ощущать себя понятыми, любимыми и способными справляться с трудностями, что в итоге создаёт основу для их уверенного и успешного будущего.